Сюжеты

Пестрое лекарство из искусств

Платоновский фестиваль-2018: почему из Воронежа не хотят уезжать?

Этот материал вышел в № 63 от 18 июня 2018
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

 

Там было примерно так. На сцене — ровно 100 душ. Над ними горит вопрос: «Куда вы хотите уехать? В США? В Европу? В Москву? В Китай? Остаться в Воронеже?»

И люди поднимают квадраты разных цветов. Легко сосчитать: в США хотят 10%. В Москву и в Европу — примерно по 23%. А свыше 40% — сюрприз, сюрприз! — желают жить дома.

На заднике сцены Воронежской оперы горит новый вопрос: «Кто наш главный враг? США? Китай? Украина? Евросоюз?» Люди вновь поднимают цветные плашки. Украину назвали единицы. США и Китай — по 6–10%. Но больше всего черных плашек: никто нам не враг. Нет у нас ужасных коварных врагов за кордоном. А жизнь — такова, какую мы построили сами.

Им задают вопросы — они расходятся по сцене на группы. «Социология города» видна наглядно. И психология видна: как-то попутно. Много бездетных и одиноких. Много готовых вернуть смертную казнь. Много тех, кто жалеет о распаде СССР.

Больше 100 тыс. руб. в месяц зарабатывают 4%. 41% живет на зарплату от 9 до 25 тыс. руб. 79% считают себя верующими. Больше 50% говорят, что счастливы. Почти всех тревожит экология.

А в целом «подсознание губернского города-миллионника РФ» оказывается куда спокойнее, тверже и здравомысленнее, чем часто кажется из московской кухни или ФБ.

Это проект группы Rimini Protokoll — в копродукции с Платоновским фестивалем искусств. Штефан Кэги, Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель называют свой жанр, опыт документалистики и социологии на сцене «театром экспертов». Они — лауреаты премии «Европа — Новая театральная реальность», «Серебряного льва» Венецианской биеннале, германского «Фауста». Их опыт изучения мегаполисов «через» сборную труппу из 100 горожан (причем каждый точно отображает «свой» процент населения, в соответствии со статистикой) — начался в 2008 году спектаклем «100% Берлин». Затем были Лондон, Амстердам, Париж, Токио, Мельбурн, Монреаль…

В России — Воронеж и Платоновский фестиваль стали первыми партнерами этого сложного проекта. Сложного во многих ипостасях — начиная со сбора участников. (Одна из особенностей проекта Rimini Protokoll в том, что каждый выбранный для участия в спектакле приводит с собой следующего, как-то свой выбор мотивируя. Так что цепочка дружб, родства, приязни и уважения проходит через весь город-миллионник. И змеится по сцене: все со всеми связаны в этом поле.)

Так вот: Воронеж и Платоновский фестиваль сумели четко отстроить свой «портрет мегаполиса».

А, скажем, в Петербурге — проектом тоже интересовались. Реализовать его в СПб не удалось.

У VIII Платоновского фестиваля искусств вообще отличная программа. Как и у прежних семи. 6–17 июня в губернском городе прошли La Verita Даниэле Финци Паска — новая нежная (и вновь очень сложная технически!) фантазия знаменитого швейцарца, ностальгический сон о бродячих театрах старой Европы, их площадных приемах и потрепанной бархатной роскоши эпохи «Детей райка» и капитана Фракасса — с акробатами, взлетающими под колосники, и огромными одуванчиками, медленно осыпающими шелковые семена по сцене и пускающими их по ветру будущего.

Москва и Петербург этот спектакль не видели. (А в 2017 году — только в Воронеже, на Платоновском, гастролировал Корнель Мундруцо (Венгрия) с великолепной «Имитацией жизни».)

В Воронеже-2018 прошли «Июньские истории» Пиппо Дельбоно, пластический спектакль Антона Адасинского (DEREVO, Дрезден) «Последний клоун на земле» — тихое апокрифическое Писание «от клоуна», попытка пересказать на малой сцене главный сюжет человечества — от встречи со Змием у Древа познания, до свернутых, как холщовый шатер, небес Апокалипсиса.

В Воронеже (и вновь — впервые в России, и только здесь, на Платоновском) прошли «Кавказский меловой круг» знаменитого театра Berliner Ensemble (режиссер — Михаэль Тальхаймер) и новый балет Анжелена Прельжокажа (Франция) «Фреска. Картина на стене». И балет не менее знаменитого английского хореографа Уэйна МакГрегора «Автобиография».

Программа отечественного театра отнюдь не уступала качеством и точностью выбора: «О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымова (с блестящей Марией Смольниковой в роли кроткой и страшноватой замоскворецкой подвижницы и страстотерпицы Людмилы). Пятичасовой «Макбет.Кино» Юрия Бутусова (с петербургской восходящей театральной звездой — Лаурой Пицхелаури). Мощный (и вновь весьма непростой технически, пока из всех городов России его сумел принять на гастролях только Воронеж) проект Анатолия Васильева и Чеховского фестиваля «Старик и море» с Аллой Сергеевной Демидовой в роли седого пловца через море житейское.

Платоновскую премию 2018 года получили два лауреата: Алла Демидова и Анатолий Васильев. Лауреаты прежних семи лет (этот губернский фестиваль ведь молод по любым понятиям) — Борис Екимов, Лев Додин, Михаил Плетнев, мультипликатор Александр Петров, Андрей Битов, Александр Сокуров, Алексей Иванов. Безупречно достойный выбор, надо сказать…

Художественный руководитель Платоновского фестиваля — главный режиссер Воронежского камерного театра Михаил Бычков. Но Бычков и его команда «отстроили» не только театральную программу. В 2018-м особенно хороши выставки Платоновского фестиваля. Блестящий и страшный фотоэпос Александра Родченко конца 1920-х (его фабрики-кухни, газетные типографии, просвеченные насквозь лампы радиостудий Страны Советов, почти абстрактные композиции из кип упаковочного картона, мгла цехов и зябкие от голода лица работниц — точно видеоряд к прозе Андрея Платонова, главного культурного героя города и фестиваля). Литографии, живопись, керамика Фернана Леже из собрания ГМИИ им. Пушкина. «Наивная живопись» XX века из собрания ММОМА: в Воронеж привезли работы Пиросмани, Петрова-Водкина, Гончаровой и Ларионова… Кинопрограмма Платоновского феста: в 2018 году сквозной темой были работы Михаила Чехова на экране — от «Человека из ресторана» (1927) Протазанова до работ в Голливуде 1940-х. Книжная ярмарка независимых издательств России в центре Воронежа…

И театрализованное шествие — прямой выплеск фестиваля искусств в город. В 2018-м оно было посвящено Пушкину. Сценограф Анастасия Нефедова с командой готовили объекты в старом ангаре при бывшей воинской части.

Два ржавых списанных БТРа и учебные плакаты по строевой подготовке с любопытством глядели, как красили в двадцать рук исполинскую Голову из «Руслана и Людмилы», сочиненную из городского мусора (власы из пластиковых бутылок, усы и борода из обрезков строительного кабеля, белки громадных глаз из выбеленных винных пробок), как шел по двору на першах десятилетний королевич Елисей из городской цирковой студии в алом кафтане и короне небывалой высоты (чтобы добавить королевичу росту), как сверкала растянутая на тростях Золотая рыбка, как ладили телегу для персонажей «Дубровского» и наряжали в комбинезоны, исписанные строками черновиков, статистов для платформы «Либидо Пушкина». 12 июня этот карнавал пошел по главной улице города — Большой Дворянской, проспекту Революции тож.

Но мне, честно говоря, на Платоновс­ком фестивале даже больше программы нравится включенность города в это двенадцатидневное действо. Четкость организации всего и вся. Студенты-волонтеры в фестивальных майках, очень похожие на таких же любезных и точных двадцатилетних ребят в Вене и Авиньоне (только воронежские — наши и говорят по-русски). Гул разговоров в кофейнях на проспекте: «Вчера были на Rimini Protokoll… Завтра на Крымова идем».

Естественно, в миллионной столице Черноземья фестиваль не стал градообразующим предприятием (как в небольших Стратфорде и Авиньоне, к примеру). Но — он оказался мощным средством, меняющим к лучшему самоощущение города. Лекарством для его самосознания.

Лекарства этого класса следует, кажется мне, прописывать и принимать всему Отечеству. И еще долго, десятилетиями. И их невозможно импортировать. Можно только изготовить самим.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera