Сюжеты

Единственный способ иметь прошлое

Книга о звездах, знаменитостях и просто друзьях

Этот материал вышел в № 64 от 20 июня 2018
ЧитатьЧитать номер
Культура

Марина Токареваобозреватель

 

Это лицо с раскосыми глазами и высокими скулами трудно забыть. Еще школьницей Нана Кавтарадзе снялась в роли юной невесты в знаменитой короткометражке Михаила Кобахидзе «Свадьба». Потом в легендарной «Мольбе» Тенгиза Абуладзе. Выпускница филфака тбилисского университета и мастерской Сергея Герасимова во ВГИКе жила среди людей, связанных с кинематографом. Актерская судьба не вполне состоялась (семь ролей — много это или мало?), состоялась сама Нана. Поэтому «Кино моей памяти» интересно читать.

О чем книга? О том кино, которое показывает нам жизнь, о ленте разворачивающихся перед нами и внутри нас событий: умей и успей лишь запомнить, ощутить, понять. И кем ты будешь в этом кино — ​оцепенелым наблюдателем или азартным и страстным участником — ​зависит от тебя самого и от даров, которые проливает на тебя небо.

Прийти в мир тбилисской девочкой из «хорошей семьи», значит, оказаться в среде совершенно особой. Нана описывает родной дом над Курой, дом киношников, его обитателей. Среди друзей и знакомых — ​Сергей Параджанов, Отар Иоселиани, Михаил Калатозов. Крестная — ​великая Натела Товстоногова.

Немало людей замечательных проходит по страницам — ​от княгини Киры Волконской до Натальи Ильиной, от Георгия Товстоногова до Мераба Мамардашвили. Но и множество других, без громких имен — ​учительниц французского, подруг, друзей, родных, описанных любовно и тщательно. В каждой новелле — ​способность автора читать характеры и ситуации.

В «Кино моей памяти» точная рифма частного человека и общего контекста, осязаемое ощущение времени, идущего сквозь людей, через характеры и обстоятельства. «Ушли на дно его души ее черты и формы…» — сказал поэт. На дно души автора, в ее личную Атлантиду ушли черты прекрасных, особенных, обычных и выдающихся людей. Обаяние книги — ​в самой ткани жизни, тбилисской, московской, западной, мерцающей оттенками и открытиями.

Через бытовые обстоятельства здесь смотрит время, через судьбы просвечивает история. И даже чисто женские, артистические ракурсы — ​как человек выглядел, как носил одежду, как был воспитан — ​сохраняют живыми давно канувшие моменты.

И конечно, главное: абсолютная иерархия культуры в событиях внешних и внутренних, иерархия искусства и мысли в жизни автора и тех, кто вокруг.

«Кино моей памяти» — ​свидетельство, открывающее и самого автора — трезвого и пристрастного, с отточенной ясностью суждений и внятной приверженностью идеальным началам.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.

Топ 6

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera